Утро. Ребёнок, позавтракав, собирается и идёт в школу… Но, это вы так думаете. А на самом деле… через время вы узнаёте, что его визиты в школу были более редкими, чем проводимые занятия. И учитель вам жалуется на его прогулы. Шок! Почему ваш ребенок так поступает, и как на это реагировать?
Школьные прогулы могут быть как единичным явлением, так и переходить в хронические формы.
Что входит в список основных причин прогулов школьников? Выделяют следующие:
· более интересные занятия, чем школьные уроки (к примеру, компьютерные игры, кино, свидания - в старшем подростковом возрасте);
· просто «на улице солнышко, тепло и все гуляют»;
· отсутствие веры в свой успех на уроках, среди детей;
· недружелюбное (или даже агрессивное) поведение одноклассников по отношению к вашему ребенку – страх перед ними, конфликт с классом и неспособность его разрешить;
· пагубные пристрастия (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);
· поддержка родителями капризов ребёнка (если родители относятся лояльно к прикрытию нежелания идти в школу ложным «плохим» самочувствием);
· учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;
· абсолютное нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;
· страх перед контрольными или тестовыми заданиями;
· несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;
· отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;
· завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;
· проблемы с социализацией (особенно в подростковом возрасте);
· подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям - с родительского согласия или без него);
· желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков»;
· «нелюбовь» к отдельным предметам (из-за отсутствия интереса перед ним или проблем с их освоением)
· слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности ребёнка) и др.
Далеко не всегда удаётся сразу узнать о пропусках школы детьми. Рекомендуется обратить внимание на следующие «первые признаки» вероятности непосещений или предпосылок к ним:
· ребёнок часто жалуется на одноклассников и учителей;
· тяжело встаёт с постели и «тянет волынку», собираясь в школу;
· системно просится остаться дома по пятницам или понедельникам;
· отрицательно реагирует на разговоры о школьной успеваемости;
· проявляет полное отсутствие заинтересованности, что носить в школу и как ходить (нет интереса в личной гигиене);
· частые проблемы со сном;
· «необоснованное» нарушение питания;
· частые жалобы на головные боли, на боли в животе, без «очевидной» причины;
· наличие вредных привычек;
· дружба с неблагонадежными ребятами (или с незнакомыми вам);
· слишком закрытый личный мир ребёнка, нежелание пускать в него любого из родителей и т.п.
затягивает до последнего выполнение всех домашних заданий;
Непосещение ребенком школы ведёт не только к отставанию, но и к усугублению существующей проблемы.
Рекомендуемое поведение с прогульщиком
При выяснении факта непосещений, в первую очередь, специалисты рекомендуют поговорить с ребенком и узнать о причинах.
Если ребёнок не сознается, родителям нужно постараться разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями.
Выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой причины.
Причины деструктивного поведения и недопустимых привычек, агрессии со стороны одноклассников потребуют более серьёзного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения вам поможет либо свой личный жизненный опыт, либо ознакомление с этими проблемами в специальной литературе, или помощь психолога.
При неуверенности в своих знаниях и силах, важно помочь малышу в их обретении. В некоторых случаях стоит нанять репетитора, чтобы «подтянуть» предмет, или заниматься больше самому с ребенком.
Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребёнка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.
При увлеченности играми следует ограничить время для них, разрешать игровые занятия лишь после выполнения домашнего задания, не нарушая режима сна.
Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребёнка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним.
Необходимо воспитывать ответственность и организованность у своего ребёнка. Следует держать тесную связь с учителями и с руководителями кружков.
В сложных случаях, всё-таки, следует обращаться за помощью к специалистам.
Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное, осуществлять их с целью оказания помощи ребёнку, восстановления нормального положения дел и отношений, а не принимать это как сигнал к очередному скандалу и наказанию. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобные ситуации.